Медиация является одним из законных способ регулирования споров.
Развитие положений о медиации.
Медиация относится к одному из видов альтернативного разрешения споров, этот термин ADR (англ. alternative dispute resolution) был введен в США.
Законы, которые стали основой для становления медиации:
1) Типового закона ЮНСИТРАЛ «О международной коммерческой согласительной процедуре» (регулирование деятельности медиатора).
2) Факультативные положения Типового закона (положения о приостановлении срока давности).
3) Директива Европейского Парламента и Совета Европейского союза 2008 г. «О некоторых аспектах медиации по гражданским и коммерческим делам» (профессиональная подготовка медиаторов)[1].
Федеральный закон о медиации был принят, но туда не вошли вопросы интегрированной медиации, благодаря которой нотариусы, адвокаты могут осуществлять данную деятельность[2].
Нормативная база.
1) Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» – установлена сама процедура.
2) Гражданский кодекса РФ (ст.202) — приостановление течения срока исковой давности на срок проведения процедуры медиации.
3) Гражданско-процессуальный кодекса РФ (ст.153.5, 172) – отложение разбирательства для проведения медиации, предложение председательствующего обратиться сторонам к медиации.
4) Арбитражно-процессуальный кодекс РФ (ст.56, 135, 138, 153, 158) – установление иммунитета на допрос медиатора в качестве свидетеля по обстоятельствам, связанным с его деятельностью, право сторон обратиться на любой стадии арбитражного процесса к процедуре медиации, а также отложение судебного разбирательства по ходатайству сторон в случае проведения медиации.
5) Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 102-ФЗ «О третейских судах» — применение процедуры медиации к спору, который находится на разрешении в третейском суде, а также положение о том, что медиативная оговорка, включенная в договор, не позволяет передать спор в третейский суд.
6) Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ» ( ч. 1 ст. 49) -применение процедуры медиации допускается на любой стадии арбитража.
7) Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе» (ст. 30.1) — регламентация рекламы медиации как способа разрешения споров.
8) Основы законодательства РФ о нотариате (ст. 59.1.) — порядок нотариального удостоверения медиативного соглашения, также медиативное соглашение, которое не предусматривает передачу в суд, может быть удостоверен нотариусом и тогда будет иметь силу исполнительного листа.
Дополнительная регламентация.
1) Постановление Пленума ВАС РФ от 18 июля 2014 года № 50 «О примирении сторон в арбитражном процессе».
2) «Справка о практике применения судами Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника за 2015 год» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016).
Когда можно использовать данную процедуру?
На любой стадии процесса можно обратиться к процедуре медиации, если дело находится в 1) гражданском 2) арбитражном 3) административном судопроизводстве. Также устанавливается тип правоотношений: публичные, экономические, трудовые и семейные.
Если говорить о составе участников, то в случае участия нескольких истцов и ответчиков, мировое соглашение могут заключить как все, так и некоторые из истцов или ответчиков. Производство по не прекратившимся требованиям должно проходить в суде.(ч.1 ст.38, ч.1 ст.39, ст.40 ГПК, ч.1 ст.44, 46, 140 АПК РФ).
Более того, даже третьи лица 1) заявляющие самостоятельные требования 2) не заявляющие могут участвовать в медиации.
Сроки медиации.
Срок медиации устанавливается соглашением сторон, не судом, при этом устанавливает принятие мер сторонами для разрешения в срок не более 60 дней, срок может быть продлен, но тогда уже следует императив-не более 180 дней (ч.1 ст. 13 Закон о медиации).
Что касается судебного разбирательства, оно может быть отложено на срок не более 2 месяцев, при этом с двух сторон требуется подать ходатайства.
Медиаторы: регулирование института.
Заниматься деятельностью медиатора можно на профессиональной и на непрофессиональной основе (ч.1 ст.15 Закона о медиации).
Для занятия на непрофессиональной основе — возраст 18 лет.
Для занятия на профессиональной основе существуют следующие требования: возраст – не менее 25 лет, высшее образование, дополнительной образование, связанное с медиацией.
Расходы на медиацию.
Медиация может проводиться как на платной основе, так и на бесплатной основе. (ст. 10 ФЗ «О медиации»), если речь идет о медиаторах.
Если же говорить об организациях, которые проводят медиацию, то это осуществляется на платной основе. Коллегия посредников по проведению примирительных процедур (Коллегия) действует при Торгово-промышленной палате РФ с мая 2006 года. Например, на сайте Торгово-промышленной палаты РФ можно найти Положение[3] о сборах и расходах Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате РФ. В нем устанавливаются следующие расходы: регистрационный сбор, медиативный, дополнительные расходы и издержки сторон.
Регистрационный сбор 6 000 рублей. Медиативный сбор зависит от размера требований, устанавливается с 5 000 до 81 500 рублей, плюс проценты. Размер остальных выплат зависит от необходимых действий.
Что касается оплаты расходов, осуществляется сторонами в равных долях, если не договорились об ином.
Если говорить об уплате государственной пошлины, Ст. 333.40. НК кодекс устанавливает размер пошлины, которая возвращается.
«При заключении мирового соглашения, в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу — подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины,
— на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции — 50 процентов,
-на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора — 30 процентов».
Риски при оплате, неурегулированные законом.
Расходы могут устанавливаться сторонами самостоятельно. Ст.5 ФЗ «О медиации» разрешает медиаторам разглашать информацию только при согласии двух сторон, заключивших медиативное соглашение. При этом к информации для неразглашения относится и существо спора, и поведение сторон. Поэтому в ходе судебного процесса могут возникнуть вопросы по расходам, связанным с оплатой медиатора.
Также проблемы существуют с Налоговым кодексом, ст. 252 Налогового кодекса устанавливает положительный финансовый эффект из-за расходов, связанных с медиацией. Если возникнут споры из-за взыскания со стороны расходов, это вызовет ряд сложностей для предпринимателей. Ст. 264 Налогового кодекса вызывает проблему определения вида деятельности медиатора, так как медиатор не обязательно должен быть юристом, требуется лишь высшее образование (для медиаторов на профессиональной основе), поэтому так сложно определить вид затрат, связанных с оплатой деятельности медиатора.
Спорные вопросы регулирования.
- Может ли медиация являться подтверждением соблюдения досудебного порядка урегулирования споров? Частью 5 статьи 4 АПК РФ установлен обязательство соблюдение досудебного порядка. Суд пришел к выводу: если в договоре установлена примирительная процедура как порядок досудебного урегулирования, то это является соблюдением. Соглашение о прекращении процедуры медиации в связи с невозможностью урегулирования спора является подтверждением использования данной процедуры как досудебной.
- Еще одна проблема, ограниченное количество информации о медиаторах. Даже суды плохо осведомлены о медиаторах. Сотрудники Федерального института медиации говорят, что в стране пока не существует единого реестра практикующих медиаторов[4]. Существуют саморегулируемые организации медиаторов и иных профессиональных сообществ, но разобраться в их квалификации сложно.
Новое в законодательстве.
- В Государственную Думу внесен проект[5] (на данный момент 1 чтение), который предусматривает введение онлайн-сервиса регулирования споров. Сервис будет работать для потребителей, и будет решать вопросы на досудебной стадии с изготовителем.
- Министерство России разработало Рекомендации по проекту федерального закона «Об урегулировании споров с участием посредника (медиации) в Российской Федерации»[6]. Основные положения: убрать направления и специальности базового высшего образования, введение квалификационного экзамена, появление медиативного запроса и медиативного производства. Что касается требований к лицам, частью 5 статьи 10 Законопроекта устанавливается запрет на совмещение функций адвоката/нотариуса и медиатора, при этом возможность пользоваться процедурами медиации остается; также статьей 12 Законопроекта устанавливаются правила подготовки медиатора. Наиболее спорные моменты связаны с введением обязательной медиации для некоторых категорий споров, будет ли это своего рода обязательный механизм досудебного урегулирование? Будем следить за дальнейшим развитием законодательства.
Таким образом, медиация как способ альтернативного разрешения споров не перестает развиваться, что подтверждается двумя законопроектами и уже существующей регламентацией.
Используемые источники:
[1] > Directive 2008/52/EC of the European Parliament and of the Council of 21 May 2008 on certain aspects of mediation in civil and commercial matters // www.eur-lex.europa.eu.
[2] Медиация в нотариальной деятельности: практическое пособие / отв. ред. С.К. Загайнова, Н.Н. Тарасов, В.В. Ярков. С. 21.
[3] Положение о сборах и расходах Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате Российской Федерации //URL: https://mediation.tpprf.ru/ru/taxes/
[4] Бюллетень Федерального института медиации: В 2 т. / Под ред. Ц. Шамликашвили. М., 2014. С. 16; 2015. С. 163.
[5]URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1138398-7
[6] Рекомендации по проекту федерального закона «Об урегулировании споров с участием посредника (медиации) в Российской Федерации» //URL: https://alrf.ru/upload/medialibrary/%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%20%D0%A4%D0%97%20%D0%9E%D0%B1%20%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%20%D1%81%20%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B5%D0%BC%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20(%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8)%20%D0%B2%20%D0%A0%D0%A4%20%D0%BE%D1%82%2025.02.2021.pdf