1) стороны — желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации субъекты отношений;
2) процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения;
3) медиатор, медиаторы — независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора;
4) организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, — юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является деятельность по организации проведения процедуры медиации, а также осуществление иных предусмотренных законом действий;
5) соглашение о применении процедуры медиации — соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка) либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением;
6) соглашение о проведении процедуры медиации — соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами;
7) медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.
8) интегрированная медиация, — медиация, в которой могут участвовать нотариусы, адвокаты как дополнительную деятельность. (Медиация в нотариальной деятельности: практическое пособие / отв. ред. С.К. Загайнова, Н.Н. Тарасов, В.В. Ярков. С. 21.)
9) медиативное соглашение – соглашение, которое заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения. Медиативное соглашение представляет собой гражданско-правовую сделку. Его невозможно определить как договор определенного вида или даже определенной отраслевой принадлежности (ч.1 ст. 12 Закона о медиации, ч. 3 ст.12 Закона о медиации, О.Н. Шеменева Медиативное соглашение как исполнительный документ: новые возможности и новые вопросы).
10) метод Школьная медиация — совмещает в себе профилактическую работу, охватывающую всех участников образовательного процесса и восстановительную практику (когда необходимо исправление, восстановление нарушенных прав, отношений и т.д., в связи с общественно порицаемым действием, проступком, правонарушением), одновременно, содействующую повышению эффективности мероприятий иных институтов, занимающихся детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, социально неблагополучными семьями, трудными подростками, несовершеннолетними правонарушителями и т.д.
11) медиация — это способ разрешения споров путем нахождения его сторонами взаимоприемлемого решения с привлечением независимого и беспристрастного лица — медиатора, который не наделен правом принятия решения по спору, а содействует сторонам спора в поиске и выработке взаимоудовлетворяющего решения, отражающего их собственные интересы и потребности. Медиация альтернативна судебному разрешению споров, в которых спорящие стороны лишены права принятия решения по спору, это право принадлежит третьему лицу — судье.
12) служба школьной медиации — это объединение участников образовательно-воспитательного процесса различных уровней (сотрудников образовательной организации, учеников, родителей и др.), направленное на оказание содействия в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе учебно-воспитательной деятельности, с помощью Метода ШМ и медиативного подхода, и использование восстановительной практики в профилактической работе и мероприятиях, направленных на работу с последствиями конфликтов, асоциальных проявлений, правонарушений.
13) ядро Службы ШМ — сотрудники, изъявившие готовность оказывать содействие в создании Службы ШМ, последующей ее деятельности и развитии.
14) медиативный подход — подход, разработанный Центром, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.
15) координатор службы школьной медиации — сотрудник (как правило, им может быть заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, школьный психолог или один из учителей), осуществляющий координацию действий по созданию и организации работы Службы ШМ.
16) Школьный медиатор — медиатор, прошедший обучение по программе «Метод школьная медиация. Школьный медиатор», работающий в образовательном учреждении и помогающий в разрешении возникающих споров, разногласий, конфликтов при помощи Метода ШМ. Одновременно школьный медиатор обучает учащихся в «группах равных» и занимается информационно-просветительской деятельностью среди коллег и родителей. Школьными медиаторами становятся администраторы образовательного учреждения, учителя, школьные психологи, социальные педагоги и др.
17) «Группы равных» — формируются из учащихся, относящихся к одной возрастной категории, с целью обучения основам школьной медиации и овладения навыками медиативного подхода. Участники «групп равных» выступают в роли медиаторов и ко-медиаторов при разрешении споров между другими учениками — как правило, своими сверстниками, а также между учениками и взрослыми. Кроме того, участники «групп равных» занимаются информационно-просветительской деятельностью, обучая основам медиативного подхода своих сверстников и младших ребят. «Группы равных» считаются одним из наиболее эффективных способов обучения школьников культуре цивилизованного поведения в конфликтных ситуациях, так как учащиеся получают возможность обучаться на примере собственных межличностных конфликтов.
18) Восстановительное правосудие — способ реагирования на противоправные действия и подход к отправлению правосудия, направленный прежде всего не на наказание виновного путем изоляции его от общества, а на восстановление материального, эмоционально-психологического (морального) и иного ущерба, нанесенного жертве, сообществу и обществу, на осознание и заглаживание вины, восстановление отношений, содействие реабилитации и ресоциализации правонарушителя. Одним из инструментов восстановительного правосудия является особая форма медиации — между потерпевшим и обидчиком (оступившимся).
19) Восстановительный подход — использование в практической деятельности, в частности в профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками, в том числе при разрешении споров и конфликтов и после совершения правонарушений, умений и навыков, направленных на всестороннее восстановление отношений, доверия, материального и морального ущерба и др.
20) семейная медиация в практике зарубежных государств-обозначает медиацию, применяемую для урегулирования разногласий, возникающих при расторжении брака (в том числе по вопросам определения места проживания детей, установления порядка общения с ребенком и участия в его воспитании отдельно проживающего родителя, определения размера алиментов, раздела общего имущества супругов, распределения долгов).
21) предмет семейной медиации – разногласия супругов при разводе, целый ряд споров, возникающих как на стадии оформления семейных отношений, например, при заключении брачного контракта, так и в процессе совместной жизни.
22) Интервенционная модель – модель, которая предполагает помощь семьям, члены которой имеют алкогольную или наркотическую зависимость.
23) Трансформативная и нарративная модели – модели, которые наиболее применимы в ситуациях, когда партнеры (один из партнеров) еще не приняли окончательного решения о расставании и надеются на восстановление отношений.
24) Провокативный метод – метод, который позволяет работать с семейными конфликтами на глубоких стадиях эскалации, когда по общему правилу дело считается не медиабельным и сторонам рекомендуют воспользоваться юрисдикционными (судебными), а не переговорными или посредническими способами разрешения споров.
25) Экосистемный подход – подход, который наиболее эффективен при урегулировании вопросов, связанных с воспитанием детей и уходом за другими зависимыми членами семьи.
26) Досудебное урегулирование — деятельность сторон спора до обращения в суд, которую они осуществляют самостоятельно (переговоры, претензионный порядок) или с привлечением третьих лиц (медиаторов), либо посредством обращения к уполномоченному органу публичной власти для разрешения спора в административном порядке.
27) Статус медиатора – совокупность прав и обязанностей, определяющих общественное, правовое и процессуальное положение медиатора, при котором медиатор не является арбитром, посредником между сторонами или представителем какой-либо стороны спора, а также не обладает правом принимать решение по спору.
28) АРС – это право выбора (не запрещенного законом) негосударственного (частного) способа разрешения спора и/или урегулирования конфликта, исходя из конкретной ситуации»1.
29) Альтернативное разрешение спора – согласованный выбор и применение, исходя из конкретной ситуации, определенного (например, медиация) либо совместное моделирование собственного, наиболее эффективного негосударственного (частного)
способа разрешения спора и/или урегулирования правового конфликта (способа АРС), не запрещенного законом, в целях достижения необходимого правового результата» 2.
30) Добровольность как принцип медиации – принцип, который «В отношении сторон действует в нескольких аспектах: 1. Начало медиации осуществляется исключительно на основе взаимной договоренности сторон; 2. Продолжение медиации зависит исключительно от волеизъявления сторон, каждая из которых в любой момент может прекратить процедуру медиации, медиатор также может в любой момент прекратить данную процедуру; 3. Любая из сторон вправе принять или отклонить выработанный в ходе медиации вариант урегулирования спора без какого-либо давления; 4. Действие данного принципа продолжается и после завершения процедуры медиации, так как исполнение заключенного соглашения также носит добровольный характер, если одна из сторон отказывается его выполнять, то в таком случае цели медиации не были достигнуты и следует продолжить процедуру медиации»