Нормативно — правовое регулирование.
Первый нормативно-правовой акт– 1) Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 N 1916-р (ред. от 19.12.2014) «Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы»
2) Письмо Минобрнауки России от 18.12.2015 N 07-4317 «О направлении методических рекомендаций».
3) Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 N 1430-р (ред. от 01.09.2018) «Об утверждении Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность».
4) Приказ Минтруда России от 15.12.2014 N 1041н (ред. от 12.12.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области медиации (медиатор)»
5) Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
6) План мероприятий на 2015 — 2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы (утвержден распоряжением Правительства РФ от 05.02.2015 N 167-р) (п. 64).
Развитие школьной медиации.
США – первая страна, где в 1980-е начала применяться школьная медиация. Какие виды медиации существуют за рубежом? 1) медиация для прогульщиков (в Северной Каролине предусмотрена административная ответственность родителей или детей за прогул в школе, иногда происходит как юридическая консультация); 2) «суд» для прогульщиков (заключение своего рода контракта для выполнения обязательств до проведения медиации); 3) медиация ровесников (аналог есть и в России) 4) системная школьная медиация (акцент на спорных темах в учебном курсе) 5) восстановительная медиация (цель -решить конфликт до суда).
Медиация Peermediation появилась в 1960-е годы в Америке и сейчас активно используется, так как направлены на разрешения конфликта сверстниками. В 1984 году в Америке был второй этап создания служб школьной медиации благодаря Ричарду Коэну, сейчас медиация действует в Новой Зеландии, Канаде, Австралии, Великобритании, Франции, Испании, Италии, Бельгии и особенно в «дружелюбных школах» Нидерландов.
Уже сейчас в 21 веке медиатор является во многих странах профессией. В России же впервые отметил важность развития этого института Президент ВАС- Яковлев В.Ф. Основным центром подготовки медиаторов в России является общественный центр «Судебно-правовая реформа», основатель — Антон Юрьевич Коновалов.
Почему медиация в этой категории необходима?
- при правонарушении в рамках семьи или высшей школы для формирования личности
Суть медиации по данной категории.
Пунктом 64 Плана, межведомственным планом комплексных мероприятий по реализации Концепции закреплено создание служб школьной медиации.
Необходимо разграничивать службы школьной медиации и школьные службы примирения, службы ШК не являются структурой образовательного учреждения или юридическим лицом. Службы ШМ – это набор инструментов для медиации, методологическая база.
Метод школьной медиации
Для чего нужна школьная медиация?
-профилактическая работа
-восстановительная (восстановление прав в связи с правонарушениями и преступлениями)
-повышение эффективности других институтов (неблагополучные семьи,
несовершеннолетние правонарушители)
Пример школы – это наиболее распространённое образовательное учреждение, но также сюда вовлечены и другие институты, занимающиеся трудными подростками.
Специфика метода школьной медиации.
1. Вертикальные и горизонтальные отношения (дети, родители, педагоги, психологи)
2. Контакты: межличностные, внутриличностные, межгрупповые
3. Интенсивность конфликтов
4. Автономия личности в противовес вертикальной власти образовательных учреждений
Создаются также «группы равных», которые необходимы для решения проблем сверстниками, дети-медиаторы необходимы для создания равного общения, иногда также в решении конфликта принимают участие взрослые.
Для участия необходимо согласие родителей. Также встреча с ребёнком может проводиться без его представителя.
Особенности организации службы школьной медиации.
Кто может входить в службу ШК:
— дети
— родители
— сотрудники образовательных организаций
Что необходимо?
— специальное обучение, должно проходить как повышение квалификации (72-200 часов)
При обучении формируются 2 группы, 1-ая группа составляет весь состав участников образовательных учреждений, 2-ая группа- группа, оказывающая содействие в деятельности и разбитии Служб, также называется «Ядро службы».
Финансирование, как оно происходит:
— федеральный бюджет
-бюджет субъектов
— средства образовательного учреждения
Нормативно-правовое закрепление деятельности служб ШМ:
— законодательство РФ
— устав образовательной организации
— положение о Службе ШМ в каждом учреждении
В соответствии со Стратегией и Концепцией существует несколько моделей Служб ШК:
1) Проводится семинар для всех сотрудников и там образовывается группа, желающая пройти обучение по программе на 144 часа. Также решение о формировании группы может быть вынесено на Совет. После прохождения 72 часов формируется «группа равных», после 144 часов они начинают обучать детей, программа для детей рассчитана на 24- 36 часов. Последний этап – это заключение Договора об интеграции медиации с образовательным учреждениям и затем начинается консультация.
2) Формируется группа из 5-7 человек, в рамках этого варианта учреждение может обратиться в ФБГУ «Федеральный институт медиации». Этот вариант подходит тогда, когда у внедрить Службу ШК в образовательное учреждение невозможно.
3) При решении муниципальных органов о создании Служб ШК они сами выбирают модель и могут соединять несколько вариантов.
4) Также предусмотрена возможность объединения образовательных учреждений в рамках сотрудничества.
Пример из судебной практики.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 06.11.2019 N 88-69/2019.
Истец – учительница школы, ответчик – муниципальное бюджетное образовательное учреждение. Исковое требование – отменить дисциплинарное взыскание в виде замечания.
Истец заявлял о недопустимости доказательств, но суд решил:
«Нарушений требований части 3 статьи 69 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержащей запрет на допрос в качестве свидетеля медиатора об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей медиатора, судом также не допущено, поскольку восстановительная программа в школьной службе примирения проводилась в соответствии с Положением о школьной службе примирения, а не в рамках Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», как указывает заявитель. Кроме того, данная программа проводилась в целях разрешения конфликта между учеником и учителем, а не между сторонами настоящего трудового спора».
Итог: главная цель создания служб школьной медиации -урегулирование конфликтов и создание здоровой среды в образовательных учреждениях.